Для выполнения работы потребуются оправки для снятия поршневого пальца и обжатия колец.

Снятие

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (“Подготовка автомобиля к ТО и ремонту”).

2. Снимаем с двигателя головку блока цилиндров (“Прокладка головки блока цилиндров карбюраторного двигателя – замена”).

3. Снимаем поддон картера двигателя (“Поддон картера двигателя – снятие и установка”).

4. Отворачиваем гайки крышек шатунов (не снимая коленчатого вала) и выталкиваем поршень с шатуном из блока цилиндров (“Коленчатый вал – снятие и установка”).

 

5. Вынимаем из крышки шатуна сталеалюминиевый вкладыш.

На шатуне и крышке клеймением нанесен номер цилиндра, в который они устанавливаются.

6. Устанавливаем шатун в тиски и снимаем с поршня два компрессионных и одно маслосъемное кольцо с расширителем.

Внимание!
При последующей установке нижнее компрессионное кольцо устанавливается фаской вниз.

7. Через оправку выпрессовываем палец из шатуна и снимаем поршень.

Аналогично снимаем поршни остальных цилиндров.

Перед установкой на шатун поршневой группы необходимо подобрать ее детали.

Подбор деталей шатунно-поршневой группы

1. Подбираем поршень к цилиндру. Расчетный зазор между цилиндром и поршнем двигателя должен составлять 0,06-0,08 мм. Он определяется промером цилиндров и поршней и обеспечивается установкой поршней того же класса, что и цилиндры. Максимально допустимый зазор – 0,15мм. Диаметр поршня измеряем в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 52,4 мм от днища поршня. По наружному диаметру поршни изготавливаются пяти классов (А, В, С, D и Е) через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец – трех категорий через 0,004 мм.

В запасные части поставляются поршни групп А, С и Е. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня.

Для правильной ориентировки поршня относительно цилиндра на стенке поршня (рядом с бобышкой) выполнена метка “П”, которая должна быть направлена к передней части блока цилиндров.

 

Диаметр цилиндра измеряем нутромером в четырех поясах, как в продольном, так и в поперечном направлении двигателя.
 

 

 

 

Схема измерения диаметров цилиндра: 1,2,3 и 4 – номера поясов; А и В – направления измерений

В зоне пояса 1 цилиндры практически не изнашиваются. Поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах судим о величине износа цилиндров.

Цилиндры по диаметру разбиты через 0,01 мм на пять классов: А, В, С, D и Е.

Класс цилиндра выбит на нижней плоскости блока.

2. Подбираем палец к поршню. Палец установлен в верхней головке шатуна с натягом и свободно вращается в бобышках цилиндра. По наружному диаметру пальцы разбиты на три категории через 0,004 мм. Категории указываются цветной меткой на торце пальца: синяя -первая категория, зеленая – вторая, красная – третья. Сопряжение поршневого пальца и поршня проверяем, вставляя поршневой палец (смазанный моторным маслом) в отверстия бобышек поршня. Поршневой палец должен устанавливаться от простого нажатия большого пальца руки и не выпадать при вертикальном положении пальца.

 

3. Проверяем зазор между канавками и поршневыми кольцами. Зазоры должны соответствовать величинам, приведенным в таблице 8.1.28.2 (см. ниже). Увеличенный зазор приводит к быстрому износу (разбиванию) канавок поршня.

Размеры основных сопрягаемых деталей двигателя

Сопрягаемые детали Размеры деталей, мм   Допустимый зазор сопрягаемых деталей, мм
Вал  Отверстие
Поршень – цилиндр (для двигателей ВАЗ-2104)  Класс А  75,94-75,95  76,00-76,01  0,15
Класс В  75,95-75,96  76,01-76,02
Класс С  75,96-75,97 76,02-76,03
Класс D 75,97-75,98 76,03-76,04
Класс Е  75,98-75,99  76,04-76,05
Поршень – цилиндр (для двигателя ВАЗ-21067)  Класс А  78,94-78,95  79,00-79,01  0,15
Класс В  78,95-78,96  79,01-79,02
Класс С  78,96-78,97  79,02-79,03
Класс D  78,97-78,98  79,03-79,04
Класс Е  78,98-78,99  79,04-79,05
Поршневой палец -поршень  1-я категория (синяя метка)  21,970-21,974  21,982-21,986  -
2-я категория (зеленая метка)  21,974-21,978  21,986-21,990
3-я категория (красная метка)  21,978-21,982  21,990-21,994
Поршневой палец – верхняя головка шатуна  21,970-21,982  21,940-21,960 -

Зазоры в сопряжении канавок и поршневых колец

Сопрягаемые детали  Размеры деталей, мм  Допустимый зазор сопрягаемых деталей, мм
Высота кольца  Ширина канавки
Верхнее компрессионное кольцо – канавка поршня  1,478-1,490  1,535-1,555 0,15
Нижнее компрессионное кольцо – канавка поршня 1,978-1,990   2,015-2,035 0,15
Маслосъемное кольцо – канавка поршня  3,925-3,937  3,957-3,977 0,15

 Зазоры в замках поршневых колец

Наименование кольца  Величина зазора, мм
Верхнее компрессионное кольцо  0,30-0,45
Нижнее компрессионное кольцо  0,25-0,40
Маслосъемное кольцо  0,25-0,40

Сборка шатунно-поршневой группы

1. Надеваем палец 4 на оправку 2, не затягивая сильно упор 3.
2. Палец шатуна охлаждаем в морозильной камере. Нагреваем верхнюю головку шатуна до 240°С паяльной лампой или промышленным феном, зажимаем шатун в тисках и надеваем на него поршень (метка “П” на поршне должна находиться со стороны отверстия для выхода масла на нижней головке шатуна).
3. Проталкиваем установленный на оправку палец в отверстия бобышек поршня и верхнюю головку шатуна до упора кольцевого пояска 1 на рукоятке в поршень.

4. После охлаждения шатуна смазываем палец маслом для двигателя через три отверстия в каждой бобышке поршня и через зазор между бобышкой и шатуном.

5. Смазываем поршневые кольца и канавки маслом для двигателя. Устанавливаем на поршень кольца и ориентируем замки колец. Замок верхнего компрессионного кольца должен располагаться под углом 30-45° к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца должен быть направлен в противоположную сторону, а замок маслосъемного кольца – под углом 30-45° к оси поршневого пальца между замками компрессионных колец. Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем выточкой вниз. Если на кольце нанесена метка “ВЕРХ” или “ТОР”, она должна быть направлена, к днищу поршня. Стык пружинного расширителя маслосъемного кольца должен располагаться со стороны, противоположной замку кольца.

6. После установки колец устанавливаем коленчатый вал по метке (поршни 1-го и 4-го цилиндров должны находиться в ВМТ) и поочередно вводим поршни с кольцами и шатунами во 2-ой и 3-й цилиндры. При этом метки “П” на поршнях должны быть направлены в сторону передней части блока цилиндров. Для обжатия колец рекомендуется применять оправку, показанную на фото.

После этого устанавливаем на место шатунные вкладыши, предварительно смазав их и шейки коленчатого вала маслом для двигателя, и соединяем шатуны с шейками коленчатого вала. Крышки устанавливаем по меткам и затягиваем гайками моментом 43,4-53,5 Н м. Повернув коленчатый вал на 180°, соединяем с коленчатым валом шатуны 1-го и 4-го цилиндров. Проверяем легкость вращения коленчатого вала.

7. Установка остальных снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
8. Заливаем в двигатель моторное масло (“Масло в двигателе – проверка уровня и замена”).

9. Регулируем натяжение цепи (“Цепь привода газораспределительного механизма -замена).

10. Регулируем зазор между рычагами и кулачками распределительного вала (“Зазор между рычагами клапанов и кулачками распределительного вала – регулировка).

11. Регулируем натяжение ремня привода генератора (“Ремень привода генератора -регулировка натяжения и замена”).

12. На карбюраторном двигателе проверяем и при необходимости корректируем угол опережения зажигания (“Момент зажигания – проверка и регулировка”).

13. Заливаем в систему охлаждающую жидкость (“Охлаждающая жидкость – проверка уровня и замена”).

14. Запускаем двигатель и обкатываем его на холостом ходу в течение 20-30 минут, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала до 2000 об/мин. Во время работы двигателя контролируем герметичность систем двигателя, давление масла, температуру охлаждающей жидкости. Если при работе двигателя обнаруживаются посторонние шумы, останавливаем двигатель для устранения причин их появления.