ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

На автомобиле установлена механическая, пятиступенчатая двухвальная коробка передач, объединенная с главной передачей и дифференциалом в общем картере. Он состоит из трех частей — картера коробки с задней крышкой и картера сцепления. Места соединений картеров и крышки уплотнены бензомаслостойким герметикой. На части коробок передач задняя крышка картера уплотняется прокладкой.

Первичный вал коробки передач выполнен в виде блока шестерен. Шестерни первичного вала — ведущие, находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач переднего хода, установленными на вторичном валу. Все элементы вторичного вала съемные. Вторичный вал — полый с радиальными отверстиями в местах установки шестерен для смазки наружной поверхности вала. Шестерня пятой передачи вращается на втулке. Ведущая шестерня главной передачи и ступицы синхронизаторов установлены на шлицах вала. Передние концы валов опираются на роликовые подшипники, а задние на шариковые.

Коробка передач: 1 — задняя крышка картера коробки передач; 2, 44 — гайка; 3 — ведущая шестерня пятой передачи; 4 — упорная пластина; 5, 40 — стопорное кольцо подшипника; 6 — шариковый подшипник первичного вала; 7 — ведущая шестерня четвертой передачи; 8 — картер коробки передач; 9 — первичный вал; 10 — ведущая шестерня третьей передачи; 11 — ведущая шестерня второй передачи; 12 — шестерня заднего хода; 13 — ведущая шестерня первой передачи; 14 — роликовый подшипник; 15 — сапун; 16 — сальник первичного вала; 17 — картер сцепления; 18 — роликовый подшипник вторичного вала; 19 — маслосборник; 20 — ведущая шестерня главной передачи; 21 — пластмассовая ведущая шестерня привода датчика скорости; 22, 32 — сальник привода; 23, 30 роликовый конический подшипник дифференциала; 24 привод датчика скорости; 25 — коробка дифференциала; 26 сателлит дифференциала; 27 — ось сателлитов; 28 — полуосевая шестерня; 29 — ведомая шестерня главной передачи; 31 — регулировочное кольцо; 33 — ведомая шестерня первой передачи; 34 — синхронизатор первой и второй передач; 35 — ведомая шестерня второй передачи; 36 — ведомая шестерня третьей передачи; 37 — синхронизатор третьей и четвертой передач; 38 — ведомая шестерня четвертой передачи; 39 шариковый подшипник вторичного вала; 41 — втулка; 42 — ведомая шестерня пятой передачи; 43 — синхронизатор пятой передачи

Дифференциал — двухсателлитный, предварительный натяг его подшипников регулируется подбором толщины регулировочного кольца, установленного под наружным кольцом подшипника дифференциала. На корпусе дифференциала установлена пластмассовая ведущая шестерня привода датчика скорости. Ведомая шестерня и вал привода датчика установлены на картере.

Для более четкой работы механизма переключения передач и предотвращения их самопроизвольного выключения при перемещениях силового агрегата, опора рычага переключения передач соединена с картером коробки передач реактивной тягой. На тяге установлен резиновый демпфер, предотвращающий передачу высокочастотных колебаний на рычаг переключения передач.

Для контроля уровня масла в картере коробки передач установлен указатель уровня (измерительный щуп).

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ — ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Перед тем, как приступать к проверке технического состояния коробки передач, убеждаемся в исправности и правильной регулировке механизмов выключения сцепления и переключения передач

Проверяем уровень масла в коробке передач. В коробке, эксплуатирующейся с заниженным уровнем масла в картере, происходит интенсивный износ деталей и в скором времени возможен выход их из строя.

На смотровой яме или эстакаде, осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек масла в местах соединения картеров и крышки, а также через сальники приводов колес и штока механизма выбора передач.

Нажав педаль сцепления, включаем по очереди все передачи, проверяем четкость их включения и выключения.

При необходимости регулируем механизм переключения передач

Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение и запускаем двигатель. Нажав несколько раз на педаль сцепления, прислушиваемся к звуку работы подшипников коробки передач. Он появляется в момент отпускания педали сцепления и исчезает при ее нажатии. Громкий шум подшипников свидетельствует об их износе.

Проверяем работу коробки передач в движении. Для этого, двигаясь сначала с разгоном, а затем с замедлением, переключаем передачи с повышением, а затем с понижением. Проверяем четкость включения и выключения передач во время движения, работу синхронизаторов. Убеждаемся в отсутствии хруста, стуков и других посторонних звуков при работе коробки, а также самопроизвольного выключения передач при изменении нагрузки.

 КОРОБКА ПЕРЕДАЧ — ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА

Уровень масла в коробке передач проверяем при техническом обслуживании автомобиля, а также перед каждой поездкой при утечке масла из коробки.

Проверку проводим при неработающем двигателе.

Последовательность выполнения

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Извлекаем указатель уровня из отверстия в картере коробки передач.

3. Протираем стержень указателя от масла и снова устанавливаем его на место до упора, после чего вынимаем.

Уровень масла в коробке передач должен находиться между метками “MIN” и “МАХ”, нанесенными на стержне указателя, в противном случае уровень доводим до нормы.

4. Устанавливаем указатель уровня на место.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ — ЗАМЕНА МАСЛА

Масло в коробке передач заменяем через 75 ООО км пробега либо через пять лет, в зависимости от того, что наступит раньше.

Совет:

Масло лучше менять сразу после поездки, пока оно горячее, так масло быстрее и полнее сливается вместе со взвешенными частицами

Предупреждение!

Температура разогретого масла может достигать 90″ С, будьте осторожны!

Для выполнения работы потребуются:

- смотровая яма или эстакада;

- широкая емкость объемом не менее 4 литров;

- воронка или специальный шприц.

Последовательность выполнения

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы

2. Устанавливаем под сливное отверстие картера коробки передач емкость.

3. Ключом на 17 мм отворачиваем пробку сливного отверстия.

Замечание:

Доступ к пробке сливного отверстия возможен через отверстие в брызговике двигателя Следует учесть, что в начальный момент слива масла, струя попадет на верхнюю поверхность брызговика двигателя и растечется по ней. Чтобы избежать разлива масла можно загнуть кромку брызговика вверх (напротив сливного отверстия или снять брызговик с автомобиля).

4. Сливаем масло.

5. Дождавшись полного слива масла из коробки, заворачиваем пробку на место.

Совет:

Если слитое из коробки передач масло темного цвета и в нем заметны металлические частицы, коробку следует промыть. Для этого залейте в картер коробки 1 — 1,5 л специального промывочного масла. Вывесив одно из ведущих колес, запустите двигатель и включите первую передачу. Через 5—7 мин выключите двигатель, слейте промывочное масло и залейте чистое трансмиссионное.

6. Вынимаем измерительный щуп

7. Протираем щуп, удаляя с него масло.

8. Через отверстие измерительного щупа шприцем…
…или через воронку, с надетой на нее трубкой, заливаем 3,3 л чистого трансмиссионного масла в коробку передач.

Уровень масла в коробке контролируем по щупу.

9. Устанавливаем измерительный щуп на место.

РЕАКТИВНАЯ ТЯГА — СНЯТИЕ И УСТАНОВКА

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы .

2. Торцовым ключом с головкой на 13 мм и накидным ключом того же размера, отворачиваем две гайки крепления скобы буфера.
  3. Снимаем скобу.
   4. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем два болта крепления площадки тяги к обойме, удерживая гайки болтов накидным ключом того же размера.
  5. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем два болта крепления кронштейна тяги к коробке передач.
  6. Снимаем тягу в сборе с автомобиля.

Замечание:

При необходимости, можно снять любую часть тяги отдельно

Установка

Устанавливаем тягу в обратной последовательности.

РЕАКТИВНАЯ ТЯГА — РАЗБОРКА И СБОРКА

Разборка

1. Снимаем реактивную тягу

Если запланирована установка на автомобиль тяги в сборе, маркером, фломастером или кернером пометьте взаимное положение тяги и проушины.
В противном случае, соединить тягу с проушиной можно будет только после их установки на автомобиль (отдельно друг от друга). В этом случае они сами займут необходимое положение.
2. Двумя ключами на 13 мм отворачиваем гайку стяжного болта и разжимаем хомут.
3. Отсоединяем проушину с кронштейном от тяги.
4. Ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления проушины.
5. Снимаем проушину с кронштейна.
6. Поддев отверткой, извлекаем из проушины резиновый демпфер.
.и две пластмассовые втулки.

Сборка

Заменив изношенные втулки и демпфер, собираем тягу в обратной последовательности.

ПРИВОД МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ — СНЯТИЕ, УСТАНОВКА И РЕГУЛИРОВКА

Для выполнения регулировки требуются:

- смотровая яма или эстакада;

- помощник;

- рулетка.

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы

2. Снимаем накладку туннеля пола

3. Накидным ключом на 10 мм отворачиваем винт и две гайки крепления пластмассовой накладки, блокирующей включение передачи заднего хода.
4. Снимаем накладку с кронштейна.
5, Торцевым ключом на 10 мм отворачиваем шесть гаек крепления прижимной пластины
6. Снимаем прижимную пластину со шпилек.
7. Снимаем резиновый чехол.
8. Снимаем реактивную тягу (см. 9.2.4).
9. Помечаем взаимное положение тяги привода и шарнира.
10. Накидным ключом на 13 мм отворачиваем гайку стяжного болта и разжимаем хомут.
11. Отсоединяем тягу от шарнира механизма выбора передач.
12. Снимаем тягу в сборе с рычагом и обоймой с автомобиля.

Установка

Устанавливаем тягу в обратной последовательности, и наносим на резьбовую часть болтов крепления тяги пластичную смазку, совмещаем нанесенные перед разборкой метки.

Регулировка

Замечание:

Для регулировки привода необходим специальный шаблон, но если его нет, то привод можно отрегулировать с помощью помощника.

1. Поддев шлицевой отверткой, снимаем декоративный чехол рычага переключения передач с накладки туннеля пола и поднимаем чехол вверх.
2. Отсоединяем тягу привода переключения передач от шарнира
3. Слегка повернув против часовой стрелки шарнир механизма выбора передач, включаем первую передачу (не перепутайте с передачей заднего хода).
4. Соединяем тягу с шарниром и убеждаемся, что:
а) помощник удерживает рычаг переключения передач в положении включенной первой передачи; при этом ограничитель включения задней передачи касается пластмассовой накладки кронштейна;
б) расстояние от оси задней шпильки крепления накладки до ограничителя приблизительно четыре сантиметра.
5. Затягиваем гайку хомута тяги

6. Убеждаемся в возможности включения всех передач, в том числе передачи заднего хода, при необходимости регулировку повторяем.

ПРИВОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ — РАЗБОРКА И СБОРКА

Разборка

1. Снимаем привод переключения передач с автомобиля

2. Ключом на 13 мм отворачиваем гайку оси рычага переключения передач.
3. Крестовой отверткой отворачиваем винт крепления и вынимаем ось.
4. Если ось рычага проворачивается и гайку отвернуть не получается, то поддев отверткой, снимаем с оси пластмассовый ограничитель.
5. Удерживая ось плоскогубцами, отворачиваем гайку оси.
6. Вынимаем ось.
7. Оперев рычаг о край обоймы, извлекаем шаровой наконечник рычага из опоры.
8. Вынимаем из рычага две дистанционные…
.и две пластмассовые втулки
9. Поддев отверткой, снимаем с опоры чехол.
10. Утопив пластмассовую опору обоймы, тонкими плоскогубцами вынимаем стопорное кольцо.
11. Вынимаем опору и пружину.

Сборка

Заменяем изношенные детали и собираем привод переключения передач в обратной последовательности.

 КОРОБКА ПЕРЕДАЧ — СНЯТИЕ И УСТАНОВКА

Рекомендация:

Коробка передач весит более 30 кг, поэтому работать следует с помощником либо, используя регулируемый упор или подъемное устройство.

Снятие

1. Снимаем брызговик двигателя

2. Сливаем масло из коробки передач

3. Снимаем аккумуляторную батарею

4. Снимаем воздушный фильтр

5. Отвернув два болта ключом на 13 мм, снимаем полку аккумуляторной батареи.

6. Снимаем стартер

7. Отсоединяем от коробки передач трос привода выключения сцепления

8. Отсоединяем колодки жгутов проводов от выключателя света заднего хода и датчика скорости автомобиля

9. Поддев отверткой, отсоединяем от кронштейна, установленного на картере коробки передач, хомут крепления жгута проводов…
…либо ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления…
.и снимаем с картера коробки жгут проводов вместе с кронштейном.

10. Отсоединяем реактивную тягу привода от коробки передач

11. Отсоединяем тягу привода переключения передач от шарнира

12. Снимаем приводы передних колес

13. Устанавливаем под двигатель регулируемый упор и снимаем левую опору силового агрегата

14. Накидным ключом на 17 мм отворачиваем гайку крепления монтажной проушины
15. Снимаем монтажную проушину.
16. Ключом на 10 мм отворачиваем три болта крепления нижней крышки картера сцепления
17. Снимаем нижнюю крышку картера.
Дальнейшую работу выполняем с помощником или устанавливаем под коробку передач регулируемый упор.
 18. Торцовым ключом на 19 мм отворачиваем три болта.
19. А также одну гайку крепления коробки передач к двигателю.

Примечание:

Верхний болт крепления коробки передач с правой стороны двигателя (при взгляде на него со стороны коробки передач) короче остальных.

Предупреждение!

При снятии коробки передач не опирайте ее первичный вал на диафрагменную пружину сцепления, это может привести к ее повреждению.

20. Покачивая коробку передач из стороны в сторону, снимаем ее с направляющих втулок и аккуратно выводим первичный вал из отверстия ведомого диска и корзины сцепления.

21. Максимально отводим коробку передач от двигателя, наклоняем ее картером сцепления вниз и, проведя ее между двигателем и растяжкой передней подвески, аккуратно опускаем коробку передач на пол

Установка

Наносим смазку на шлицы первичного вала коробки. Устанавливаем коробку передач в обратной последовательности.

 КОРОБКА ПЕРЕДАЧ — РАЗБОРКА КАРТЕРОВ, ПРОВЕРКА
1. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем болт крепления кронштейна опоры силового агрегата.
2. Накидным ключом на 17 мм отворачиваем две гайки крепления задней крышки картера коробки передач.
3. Снимаем кронштейн.

4. Снимаем с коробки передач, установленные на ней детали привода выключения сцепления

5. Снимаем с коробки передач датчик скорости

6. Снимаем датчик включения света заднего хода

7. Вынимаем резиновую заглушку из окна картера сцепления.
8. Ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления привода датчика скорости автомобиля.
9. Извлекаем привод из отверстия картера коробки передач.
10. Для удобства разборки выворачиваем шпильку крепления картера коробки передач к блоку цилиндров двигателя, вращая ее за две законтренные гайки, либо шпильковертом.
11. Торцовым ключом на 13 мм с глубокой головкой отворачиваем оставшиеся четыре гайки крепления задней крышки картера коробки передач (две гайки были отвернуты при снятии кронштейна опоры силового агрегата).
12. Слегка постукивая по приливу крышки молотком с резиновым бойком, или обычным молотком через деревянный брусок, отделяем крышку от картера коробки передач.
13. Снимаем крышку.
14. He поворачивая шарнир, утапливаем его, включая третью передачу.
15. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи к штоку.
16. Слегка постукивая по вилке молотком с резиновым бойком, опускаем ее вниз, включая пятую передачу.
17. С помощью кернера или бородка распрямляем замятые кромки гаек первичного.
.и вторичного валов.
18. Торцовым ключом на 32 мм с длинным воротком отворачиваем гайки обоих валов.
19. Поддев отверткой, снимаем со вторичного вала шестерню пятой передачи вместе с блокирующим кольцом синхронизатора, муфтой и вилкой.
20. Разбираем узел.
21. Снимаем со вторичного вала втулку шестерни пятой передачи.
22. Поддев отверткой,.
.снимаем с первичного вала ведущую шестерню пятой передачи.
23. Ударной отверткой или воротком с крестовым наконечником, отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины.
24. Снимаем пластину.
25. Снимаем со вторичного вала упорную шайбу.
26. Разжимными щипцами, снимаем стопорные кольца подшипников первичного.
…и вторичного валов.
27. Ключом на 13 мм отворачиваем пробку фиксатора штока пятой передачи.
28. Вынимаем пружину.
29. Магнитом извлекаем из канала шарик фиксатора (можно воспользоваться также тонкой пластиковой трубочкой, создавая в ней разрежение резиновой грушей).
30. Аналогичным образом снимаем детали фиксаторов двух других штоков.
31. Ключом на 13 мм отворачиваем пробку фиксатора передачи заднего хода.
32. Снимаем уплотнительную шайбу пробки.
33. Извлекаем из отверстия пружину.
…и шарик.
34. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем 13 гаек…
…и один болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.
35. Двумя монтажными лопатками разъединяем картеры.
36. Снимаем картер коробки передач.
37. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки включения первой-второй передач на штоке.
38. Снимаем шток и вилку.
39. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки включения третьей-четвертой передач к штоку.
40. Выводим рычаг штока вилки включения третьей-четвертой передач из зацепления с рычагом механизма выбора передач.
41. Снимаем вилку включения третьей-четвертой передач со штоком.
42. Снимаем шток вилки включения пятой передачи.
43. Вынимаем ось шестерни передачи заднего хода.
44. Наклонив, выводим шестерню передачи заднего хода из зацепления с рычагом механизма выбора передач снимаем ее.
 45. Одновременно снимаем первичный и вторичный валы.
46. Вынимаем из картера шестерню главной передачи с дифференциалом.
47. Ключом на 10 мм отворачиваем три болта крепления механизма выбора передач.
48. Этот болт длиннее остальных.
49. Снимаем механизм выбора передач.
50. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления рычага штока механизма выбора передач.
51. Болт с конусным наконечником установлен на фиксатор резьбы.
52. Снимаем рычаг со штока.
53. Поддев отверткой, снимаем с отбортовки кромку защитного чехла.
54. Выводим шток механизма выбора передач из картера.
55. Чтобы при выпрессовке подшипников не потерять магнит, вынимаем его из посадочного места.

56. Очищаем магнит от металлических частиц.

Предупреждение!

Если подшипники исправны, не выпрессовывайте их наружные кольца из гнезд картеров.

57. Упираем выколотку в наружное кольцо подшипника в зоне выемки, выполненной в его посадочном месте. Нанося легкие удары молотком по выколотке выпрессовываем…
.и снимаем наружное кольцо роликового подшипника первичного вала из гнезда картера сцепления.
58. Специальным съемником с тонким упорным винтом.
.или поддев мощной отверткой выпрессовываем.
.и вынимаем из гнезда картера сцепления наружное кольцо роликового подшипника вторичного вала.
59. Извлекаем маслосборник.
60. С наружной стороны картера сцепления легкими ударами молотка через выколотку.
.выпрессовываем наружное кольцо подшипника дифференциала.
61. Аналогичным образом выпрессовываем второе наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач.
62. Под наружным кольцом подшипника дифференциала установлено регулировочное кольцо. При замене подшипников дифференциала или его корпуса, меняем регулировочное кольцо на другое, требуемой толщины
63. С внутренней стороны картера упираем выколотку или шлицевую отвертку в наружную кромку сальника. Слегка постукивая молотком по инструменту,…
…выпрессовываем сальник штока механизма выбора передач.

64. Промываем детали коробки в керосине или дизельном топливе, протираем их чистой ветошью.

Проверка

Осматриваем картеры коробки передач и сцепления, крышку картера. На них не должно быть трещин, сколов. Отверстия под штоки, гнезда под подшипники и сальники не должны иметь задиров, вмятин, следов износа. Наружные кольца подшипников должны входить в посадочные гнезда плотно, с небольшим натягом.

Осматриваем подшипники. Роликовые подшипники должны вращаться легко, без заедания и заметного люфта. На рабочих поверхностях колец роликовых подшипников не должно быть выкрашивания и наволакивания металла, цветов побежалости и следов износа (заметного на глаз). Сепараторы не должны иметь трещин, деформаций.

Осматриваем валы, шестерни, муфты и кольца синхронизаторов, штоки и вилки переключения передач (для проверки синхронизаторов потребуется разобрать вторичный вал, см. ниже). На зубьях шестерен и муфт не должно быть сколов, выкрашивания металла, следов заметного износа. На блокирующих кольцах синхронизаторов и вилках переключения передач не должно быть усталостных трещин. На вилках допускается незначительный износ рабочей части. Кольца с изношенной конусной частью и зубьями следует заменить, даже если синхронизаторы в коробке работали удовлетворительно.

Все неисправные детали подлежат замене.

 ПЕРВИЧНЫЙ ВАЛ — РАЗБОРКА И СБОРКА
1. Зажав вал в тиски с накладками из мягкого металла, двумя монтажными лопатками спрессовываем.
.и снимаем шариковыи подшипник с первичного вала.
2. С другого конца вала, при помощи выколотки.
.спрессовываем внутреннее кольцо роликового подшхшника.

Сборка

Напрессовываем новые подшипники при помощи оправок или отрезков труб подходящего диаметра.

ВТОРИЧНЫЙ ВАЛ — РАЗБОРКА И СБОРКА

Предупреждение!

Если блокирующие кольца синхронизаторов исправны, при разборке промаркируйте их, чтобы впоследствии установить на прежние места.

1. Двумя монтажными лопатками немного приподнимаем внутреннее кольцо роликового подшипника.
2. В образовавшийся зазор вводим захваты съемника.
3. Спрессовываем внутреннее кольцо роликового подшхшника с вала.
4. Специальными щипцами разжимаем стопорное кольцо.
5. Снимаем кольцо с вала
6. Съемником спрессовываем.
… и снимаем ведущую шестерню главной передачи.
7. Снимаем ведомую шестерню первой передачи,.
а также блокирующее кольцо синхронизатора первой передачи.
8. Щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы муфты включения первой-второй передач.
и снимаем его.
9. Двумя монтажными лопатками спрессовываем с вала и снимаем…
… ступицу с муфтой включения первой-второй передач,…
блокирующее кольцо синхронизатора второй передачи.
…и ведомую шестерню второй передачи.
10. С другого конца вала съемником спрессовываем.
….и снимаем шариковый подшипник.
11. Снимаем упорную шайбу.
12. Снимаем ведомую шестерню четвертой передачи.
13. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора четвертой передачи.
14. Щипцами разжимаем и снимаем стопорное кольцо ступицы муфты включения третий – четвертой передачи
15. Положив под шестерню третьей передачи упоры, молотком через деревянную прокладку, выпрессовываем вал из ступицы муфты.
16. Снимаем с вала ступицу со скользящей муфтой
17. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора третьей передачи.
18. Снимаем ведомую шестерню третьей передачи.
19. При необходимости замены деталей механизма включения передач, снимаем скользящую муфту со ступицы (не потеряйте пружинки и шарики сухарей).

Сборка

При сборке синхронизатора, необходимо правильно совместить ступицу и скользящую муфту. В местах установки сухарей в шлицах муфты выполнены выемки.
Сухари в проточках ступицы муфты должны быть установлены боковыми выступами наружу.
Блокирующие кольца первой, второй и третьей передач с тремя приливами на наружной поверхности,
…а четвертой и пятой — с шестью приливами.

Сборку вторичного вала проводим в последовательности, обратной разборке. Поверхности трения деталей смазываем чистым трансмиссионным маслом. После сборки, перемещая скользящие муфты, убеждаемся в их работоспособности и надежной фиксации в среднем и крайних положениях.

ДИФФЕРЕНЦИАЛ — РАЗБОРКА И СБОРКА

Предупреждение!

При замене подшипников дифференциала или его корпуса, необходимо заново подобрать толщину регулировочного кольца

1. Спрессовываем подшипник с корпуса дифференциала.
2. Устанавливаем лапы съемника в выемки посадочного места подшипника.

Предупреждение!
Выполняя следующую операцию, не повредите посадочное место подшипника. Если на нем все же остались задиры, удалите их надфилем.

3. Для снятия второго подшипника необходим съемник со специальными захватами. Если его нет, вставляем зубило между упором посадочного места подшипника и его внутренним кольцом. Легкими ударами молотка по зубилу, смещаем подшипник на несколько миллиметров.
4. В образовавшуюся щель вводим захваты съемника и окончательно спрессовываем подшипник
5. Поддев отверткой, спрессовываем пластмассовую ведущую шестерню привода датчика скорости автомобиля.
6. Извлекаем две полуосевые шестерни.
7. Разжимными щипцами разводим и снимаем стопорное кольцо оси саттелитов
8. Вынимаем ось в сторону второго стопорного кольца.
9. Извлекаем из корпуса дифференциала сателлиты и снимаем с оси сателлитов второе стопорное кольцо.
10. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем восемь болтов крепления ведомой шестерни главной передачи.
11. Слегка постукивая молотком из мягкого металла по шестерне. Через выколотку спрессовываем шестерню с корпуса дифференциала.
12. На шестерне выбита маркировка, указывающая количество зубьев на ведущей и ведомой шестерне.

Сборка

Собираем дифференциал в обратной последовательности. При этом ведомую шестерню устанавливаем на корпусе дифференциала немаркированной стороной к посадочному месту. Перед заворачиванием болтов крепления ведомой шестерни обезжириваем их резьбовую часть и наносим на нее клей-фиксатор.

Поверхности трения деталей при сборке смазываем чистым трансмиссионным маслом.

Ведущую шестерню привода датчика скорости автомобиля, устанавливаем так, чтобы ее выступы вошли в две более глубокие и узкие выемки корпуса дифференциала. Две другие — более широкие выемки — предназначены для захватов съемника.

Установив в дифференциал полуосевые шестерни, убедитесь, что их отверстия совпадают с отверстиями в корпусе дифференциала для установки приводов.

Чтобы полуосевые шестерни при сборке коробки передач, не выпали из корпуса дифференциала, фиксируем их оправкой, установив ее в отверстие коробки дифференциала

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ — СБОРКА

1. Очищаем привалочные плоскости картеров от следов старого герметика.

2. Промываем дизельным топливом или керосином картеры коробки передач и другие детали, вытираем их насухо.

Поверхности трения деталей при сборке смазываем чистым трансмиссионным маслом.

3. Запрессовываем новый сальник штока механизма выбора передач при помощи оправки или торцовой головки на 22 мм.

4. Устанавливаем шток механизма выбора передач и его рычаг. При этом обезжириваем растворителем резьбовую часть винта крепления рычага и наносим на нее клей- фиксатор резьбы.

5. Устанавливаем механизм выбора передач.

6. Запрессовываем в посадочные места картеров новые наружные кольца подшипников валов и дифференциала, используя старые подшипники как оправки. Перед запрессовкой наружного кольца подшипника дифференциала в картер сцепления, укладываем в его посадочное место регулировочное кольцо

7. Запрессовываем новые сальники приводов

8. Устанавливаем в картер сцепления дифференциал, первичный, вторичный валы и паразитную шестерню заднего хода.

9. Оправку для фиксации полу осевых шестерен удобнее ставить в отверстие коробки дифференциала со стороны ведомой шестерни главной передачи, но перед установкой картера коробки передач переставьте оправку в противоположное отверстие коробки дифференциала (со стороны картера сцепления).

Дальнейшую сборку коробки производим в последовательности, обратной разборке

Перед соединением картеров коробки передач и сцепления, также перед установкой задней крышки картера коробки передач, обезжириваем их привалочные плоскости растворителем, наносим на их привалочные плоскости герметик.

Предупреждение!

Не устанавливайте какие-либо прокладки между картерами сцепления и коробки передач, это приведет к нарушению регулировки подшипников.

РЕГУЛИРОВОЧНОЕ КОЛЬЦО — ПОДБОР

Регулировочное кольцо подбираем таким образом, чтобы обеспечить преднатяг подшипников дифференциала

0.25.мм.

Последовательность выполнения

1. Устанавливаем новые подшипники дифференциала. Под наружное кольцо подшипника вместо старого регулировочного устанавливаем установочное кольцо толщиной 1,25 мм.

2. Устанавливаем дифференциал в картер сцепления и соединяем картеры коробки передач и сцепления.

3. Затягиваем не менее трех равноудаленных друг от друга гаек, стягивающих картеры моментом 2,5 кгс м.

4. Поворачиваем корпус дифференциала на два — три оборота для самоустановки подшипников.

5. Перемещаем дифференциал вдоль оси, индикатором измеряем величину перемещения. Толщина регулировочного кольца определяется по формуле:

Н = А + В + С, где

Н — толщина требуемого регулировочного кольца;

А — величина осевого перемещения дифференциала;

В — величина предварительного натяга подшипников;

С — толщина установочного кольца

 ЗАМЕНА САЛЬНИКОВ — ПРИВОДОВ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС

Замечание:

Замена сальников приводов выполняется без снятия коробки передач с автомобиля.

Предупреждение!

Сальники правого и левого приводов не взаимозаменяемы (номер по каталогу: правый сальник— 21102301034 или 2110-2301034-01; левый сальник—2110-2301035 или 21102301035-01.

Снятие

1. Сливаем масло из коробки передач

2. Вынимаем привод

3. Поддев сальник большой шлицевой отверткой, или монтажной лопаткой…
… извлекаем его из посадочного места

Установка

Смазываем рабочую кромку нового сальника трансмиссионным маслом и запрессовываем его, используя старый сальник как оправку.

Второй сальник привода переднего колеса заменяем аналогично.

Предупреждение!

Не снимайте оба привода одновременно либо, если это необходимо, устанавливайте вместо одного из них специальную оправку, препятствующую выпадению полуосевых шестерен из коробки дифференциала

 ЗАМЕНА САЛЬНИКА ПЕРВИЧНОГО ВАЛА

Снятие

1. Снимаем коробку передач

2. Снимаем с картера детали сцепления

3. Аккуратно, чтобы не поцарапать первичный вал коробки, небольшим зубилом или кернером пробиваем сальник.

4. Тонкими плоскогубцами извлекаем сальник из посадочного гнезда.

Установка

Смазываем рабочую кромку нового сальника трансмиссионным маслом и запрессовываем его, используя старый сальник как оправку.
 ЗАМЕНА САЛЬНИКА ШТОКА МЕХАНИЗМА ВЫБОРА ПЕРЕДАЧ

Снятие сальника штока механизма выбора передач показано при разборке картеров коробки передач и сцепления

Перед установкой смазываем сальник чистым трансмиссионным маслом и запрессовываем его торцевой головкой подходящего